by ru us cn

  

Новополоцкий государственный музыкальный колледж

Звоните нам

+375-214-50-11-96

Добро пожаловать на официальный сайт Новополоцкого государственного музыкального колледжа                                        ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Профилактика отклоняющегося поведения

Как становятся наркоманами
Причин для первых попыток употребления можно найти великое множество. Однако наиболее часто встречаются следующие.
1. Употребление из любопытства. Любопытство: жажда испытать новые ощущения («все в жизни надо испытать, попробовать»), проверить себя в новой ситуации. Человек любопытен по своей природе. Особенно любопытен подросток познающий мир и самого себя. Именно в этот период жизни так хочется новых ощущений (телесных, эмоциональных), что рассказы взрослых об опасности наркотиков не только не пугают, но и порой даже привлекают «чем опаснее, тем заманчивее». Любознательность является одной из замечательных черт характера человека. Она, как правило, проявляется в раннем возрасте и предопределяет развитие познавательных наклонностей. Дети пробуют употреблять наркотики, в первую очередь, с познавательной целью, чтобы испытать их действие на себе.
В различных географических регионах мира существуют определенные возрастные критерии начала применения людьми наркотиков. Наибольшее число случаев употребления наркотических веществ приходится на юношеский возраст.
2. Употребление ради удовольствия. Желание получить удовольствие («словить кайф»). Стремление к удовольствию свойственно всему живому и присуще любой, не только патологической, личности. Самый простой способ – принять химическое вещество, чтобы изменить свои ощущения. Гораздо сложнее получать удовольствие от обыденной жизни. Некоторые считают, что в жизни надо испытать все. Самое главное – это получить удовольствие, наслаждение. Порой не важно, какой ценой. Начало злоупотребления и клиника заболевания дают многочисленные доказательства значения мотива поиска удовольствия. Сюда относятся использование эйфоризирующих веществ; сознательное увеличение доз с целью сохранить эйфорию; предпочтение внутривенного способа введения, при котором достигается наибольший эйфоризирующий эффект; применение дополнительных средств для получения эйфории; прием наркотика не в тех дозах, которые препятствуют абстинентному синдрому, а в тех, которые дают эйфорию. Желания получать все новые и новые удовольствия часто сочетаются с отсутствием внутренних границ (запретов) «Я могу позволить себе все». Поиск все новых удовольствий, отсутствие внутренних запретов часто приводит к пробе наркотиков («такому сладкому запретному плоду»).
ОДНАКО надо знать, что у многих людей удовольствие и эйфория вообще не наступает от приема наркотика, начинается головокружение, рвота, отравление организма и может от одного приема наступить смерть.
3. Употребление как протест против родителей. Подросток может протестовать против навязываемых ему требований в семье и школе. Вызов против запретов и давления родителей. «Я сам знаю как распоряжаться своим здоровьем, своей жизнью». «Вы больше не сможете управлять мной».
4. Употребление для снятия напряжения. Облегчение психического состояния. Человек стремится забыться, расслабиться после перенесенной неприятности, снять напряжение.
Заниженная самооценка и, как следствие неуверенность в собственных силах – является одним из наиболее важных факторов риска употребления наркотиков. В данном случае наркотик служит средством самозащиты от плохого настроения, чувства боли и унижения. Заниженная самооценка способствует возможности попасть под дурное влияние сверстников. «Делай, как мы, иначе ты не из нашей компании. У нас курят (пьют) все».
4. Употребление ради подражания. Подражание: желание походить на друзей, знакомых, соответствовать своей группе.
Влияние окружения: старшего по возрасту или значимого для подростка человека (часто это бывает старший брат, а также школьный или спортивный кумир). Подросток желает быть причастным к «избранным», имеющим собственный жаргон, особый стиль жизни, определенные манеры поведения.
4. Употребление от скуки. Безделье, отсутствие каких-либо занятий либо обязанностей, в результате — эксперименты от скуки.
Если подвести некоторый итог по факторам риска употребления психоактивных веществ (ПАВ), то это:
Личностные факторы
• возбудимые, неустойчивые черты характера с истощаемостью
• сниженная устойчивость к стрессам
• низкий интеллект
• эмоциональная неустойчивость
• слабая мотивация к деятельности
Семейные факторы
• наличие психических расстройств, в т.ч. алкогольной зависимости у родителей
• неполная, деструктивная, асоциальная семья
• конфликтные отношения с родителями
• криминальная направленность членов семьи
• безразличные отношения между родителями
Биологические
• восприимчивость организма (активность фермента алкогольдегидрогеназы), пути введения и природа употребляемого наркотика.
• привлекательность испытываемых ощущений и переживаний
• соматические проблемы в прошлом (несчастные случаи, травмы,ОРВИ и т.д.)
Социальные
• влияние группы сверстников, культивирующих употребление наркотиков, алкоголя
• одобрение употребления семьёй или безразличие
• Высокая потребность в общении с асоциальной группой

Ряд специалистов считают наркоманию «симптомом семьи». Именно в семьях с нарушенным воспитанием растут дети с заниженной самооценкой, отсутствием внутренних границ и запретов. Нарушенное воспитание наиболее часто проявляется гипер- или гипоопекой.
1. Гиперопека. Воспитание включает чрезмерное внимание и контроль со стороны взрослых, навязывание своего мнения по любому вопросу, диктование каждого шага, ограждение от опасностей, культивирование осторожности.
2. «Кумир семьи» (высокая степень гиперопеки). Воспитание включает в себя восхваление ребенка, культивирование в нем чувства исключительности, освобождение его от всех тягот, склонность к выполнению любой его прихоти, снятие ответственности за поступки.
3. Гипоопека. Воспитание, характеризующееся недостаточным вниманием со стороны родителей, игнорированием целенаправленного воспитания. В крайнем выражении представлено воспитанием по следующему типу:
4. «Золушки» – лишение ребенка ласки и внимания со стороны старших. Постоянное третирование ребенка, унижение, противопоставление другим детям, лишение удовольствий.
5. «Ежовые рукавицы». Воспитание включает в себя систематическое избиение ребенка, диктаторское отношение к нему, отсутствие тепла, сочувствия и поощрения.
Без всякого сомнения, наркомания – болезнь души. Характер ребенка, его отношение к окружающему миру формируются еще в утробе матери. Если его ждут, каждый день, каждый час, общаются с ним – окружающий мир при рождении не ощущается враждебным. Он полон радости и покоя. «Ненужный» ребенок уже в утробе матери ощущает холод, угрозу, враждебность и рождается в страхе перед миром. Мать не дает тепла, ласки, защищенности. Значит искать их надо у кого-то или чего-то другого. Так формируется первичное стремление получить наслаждение искусственным путем.
Гипоопека это недостаток любви. «Вирус холода» прочно внедряется в психику ребенка уже в утробе матери. Не найдя любви в семье, он будет искать ее на улице, усвоит закон стаи – слушаться сильного и никогда не идти против толпы. Большинство ребят попробовали наркотик именно, чтобы быть как все, за компанию. Кроме того, ощущение кайфа – наконец-то найденная иллюзия любви.
Второй тип из группы риска семейных факторов – чрезмерно опекаемый ребенок. Это – кумир семьи, которому все позволено и основной мотив его жизни – получение удовольствия. Причем удовольствия не от общения, не от достижения цели, а от радостей простых, проверенных и наиболее доступных – телесных. В ребенке культивируется чувство исключительности, его освобождают от всех тягот жизни и ответственности за совершаемые поступки. Гиперопека вызывает инфантилизм – ребенок «из теплицы» вдруг оказывается в совершенно другом мире. Если раньше его постоянно пытались оградить от всех опасностей, культивировали осторожность и по каждому поводу навязывали свое мнение, то немного отдалившись от семьи, он оказывается в полной растерянности – каждый стресс вызывает боль, каждый самостоятельный шаг дается с трудом. Первый же конфликт толкает таких пациентов к поиску выхода – боль нужно снять. Если от боли головной и зубной помогает анальгин, то от душевной – шприц с дозой. Мир становится гораздо лучше. «Жизнь налаживается...».
ЗАДУМАЙТЕСЬ:
- ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела;
- мы так боимся, чтобы наши дети не наделали ошибок в жизни, что не замечаем, что, по сути дела, не даем им жить. Мы попираем и нарушаем их права, данные им от рождения, а потом удивляемся их инфантильности, несамостоятельности, тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти;
- ограничиваемый в своей активности ребенок не приобретает собственного жизненного опыта; не убеждается лично в том, какие действия разумны, а какие — нет; что можно делать, а чего следует избегать;
- наличие материального достатка не означает сформированности нравственных ценностей. Противостоять наркотикам может только зрелая личность. Тот, кто имеет множество удовольствий – деньги, роскошь, секс, качественные наркотики, постепенно чувствует себя все более опустошенным и обманутым. Радости в жизни все равно больше не становится.

Как узнать, что ваш ребенок употребляет наркотики?

Самые первые возможные признаки болезни проявляются в изменении поведения Вашего ребенка.
 Вдруг снизился интерес к учебе и жизни в колледже.
 Большая часть времени проводится вне дома, с новыми, неизвестными Вам друзьями.
 Ваш ребенок начинает лгать и скрывать, где он проводит время. Меняются отношения с родителями: на место добрым, ровным взаимоотношениям приходит злоба, раздражение, агрессия.
 Ваш ребенок перестает выполнять домашние обязанности, стремится любыми путями уйти в свою компанию. Попытки удержать дома приводят к побегам и даже отсутствию дома в течение нескольких дней.
 Появляются странности психики: приступы неадекватной веселости, дурашливости, двигательная подвижность вдруг сменяется безразличием, сонливостью, заторможенностью и может переходить в состояние озлобленности, раздражительности, замкнутости. Такие колебания состояния могут отмечаться по несколько раз на протяжении суток.
 Начинают исчезать личные, а затем и семейные вещи. Меняется внешний вид – неряшливый, небрежный, запущенный. Если наркотик вводится инъекционно – то ребенок начинает носить только вещи с длинными рукавами (рубашки, свитера).
Вас должно насторожить:
• Всегда длинные рукава одежды, независимо от погоды и обстановки.
• Часто неряшливый вид, сухие волосы, отекшие кисти рук.
• Неестественно узкие или широкие зрачки, независимо от освещения (или таблетки бикарбона, используемые для расширения зрачков).
Невнятная, растянутая речь, неуклюжие движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта (иногда запах присутствует, но его интенсивность не соответствует степени опьянения).
• Стремление избегать встреч со старшими членами семьи.
• Раздражительность, порой циничность в разговорах с Вами.
• Пропажа вещей или денег из дома.
В карманах одежды, в мусорном ведре вы можете обнаружить:
- шприцы с жидкостями и пустые, а также инъекционные иглы;
- десертная или чайная ложка для приготовления раствора (как правило, с обломанной ручкой);
- «марганцовка»;
- прозрачная без цвета или желтого цвета жидкость с резким «уксусным» запахом;
- различные лекарственные препараты (димедрол, теофедрин, бронхолитин, солутан), порошки и ампулы;
- измельченное вещество зеленого цвета с пряным запахом (марихуана), смолообразное либо в виде комочков, брусочков вещество зеленовато-коричневого цвета с пряным запахом (гашиш); эти наркотики могут находиться в сигаретах и папиросах;
- обожженные купюры (используемые как мундштук при курении марихуаны);
- смолообразное вещество коричневого цвета с запахом сырого мака (опий);
- отрезки прозрачной пленки (чаще всего прямоугольных размеров 55 см) с наслоениями коричневого вещества и без наслоений;
- химическая посуда, проведение опытов (если раньше ваш ребенок ненавидел химию);
- коробочки мака целиком и измельченные – вещество светло-коричневого цвета;
- органические растворители.
В среде наркоманов принят определенный сленг. Прислушайтесь, о чем говорит ребенок с друзьями дома и по телефону. Слова: закинулся, ширнулся, травка, план, дурь, анаша, опилки, химка, ханка, соломка, чек, чека, султыга, терьяк, морфи, кока, марафет, экстази, крэк, кокс, кислота, лошадка, винт, айс, коктейль Джэф, эфенди, мулька, космос – это слова наркоманов.
Один из самых надежных методов – определение опиатов в моче с помощью тест-полосок.